Я перепросмотром припомнил как в детстве на небо смотрел. И чувствовал огромную глубину, и даже что-то вроде падения.
Люди, долгое время прожившие без неба, как я слышал, испытывают страх и неловкость когда выходят на поверхность. Я думаю это потому, что у них отсутствуют щиты-фильтры восприятия неба и они видят его, созерцают. Хотя поведенческие результаты - не более чем индульгеж. А люди, с небом не расстающиеся, вероятно просто ставят на восприятие неба блокиратор, чтобы не отвлекало, и просто смотрят (не сонастраиваясь). Также как городские жители ставят блокираторы на восприятие большинства городских атрибутов, вроде шума машин или запаха бензина и гари, а деревенские на атрибуты деревни - навоз, мух. Да что там, в одном небольшом городке, мимо которого я проезжал, стоит завод по производству клея. Вонища! Просто невозможная. Знающие пассажиры заранее закрывают наглухо все окна, да и то все равно все минут десять сидят, зажав нос. Ездили когда-нибудь в транспорте с бомжем? Так вот это цветочки по сравнению с клей-заводиком. И самое удивительное - там живут люди. И ничего не чувствуют. Блокираторы запаха у них есть. А врачи-патологоанатомы спокойно едят прямо в морге. И ничто им аппетит не портит.
Так что выставление таких щитов - механизм в общем-то полезный, а иногда и просто необходимый. Плохо только что люди слишком им злоупотребляют. Ведь у них куча "важных дел" и ничто не должно их отвлекать
А при созерцании, если долго и внимательно наблюдать, щиты начинают постепенно отключаться. Ведь эти щиты не более чем запрет вниманию настраиваться на объекты. А при созерцании волей-неволей начинаешь все больше и больше внимания уделять тому, что созерцаешь. И рано или поздно происходит сонастройка. Хотя может и не происходить.
Вот, к примеру, как люди "созерцают" телевизор? Сначала они просто смотрят на коробку. Потом сужают восприятие до экрана (и звуков). Затем начинают следить только за происходящими на экране событиями. Их внимание "примагничивается" к интересным событиям фильма, или передачи, и постепенно сужается. Проблема в том, что все происходящее на экране - отголоски мира людей и после просмотра этого жвачника Внимание продолжает фокусироваться на каких-либо привычных для человеческого мира деталях. Говорят же, что от телевизоров тупеют. Я не думаю что дело тут в уме. Скорее в том, что, как иногда говорят мамочки "не строй рожи, а то таким и останешься"
Сознательно управлять вниманием почти никто не умеет и даже не пытается а если очень долго воспринимать телевизор, поневоле начинаешь воспринимать и мир примерно так же, как события в телевизоре. То есть, телевизор может менять настройку. И в этом плане неплохим антидотом могут стать какие-нибудь "неформатные" фильмы и передачи, которые соберут для нас со временем немного иную настройку. Жаль только вообще отсутствуют фильмы, не касающиеся мира людей. Даже передачи о животных частично "загрязнены" человечиной. Я так смотрю, практически все время и силы человечества уходят на одно только удержание целостности мира людей.
Короче, при "созерцании" телевизора нужно понять что именно мы созерцаем. Не телевизор, не картинку, не звук. А события. Именно они нам интересны, именно на них и направлено наше внимание и именно их мы собираем в свое восприятие. А при внимательном изучении, к примеру, звуков (музыки) или внешних атрибутов (пейзажей) телевизор смотреть куда приятнее. Иногда возможно даже сонастроиться с тем, что показывают. Сонастройка всегда происходит с реальными эманациями и не зависит от расстояния\времени\помех. Потому и возможно что мы иногда чувствуем состояние близких нам людей, когда они от нас далеко. Мы с ними сонастроены и насколько мы с ними были сонастроены в близких контактах, настолько же мы с ними будем сонастроены в дальних. Ничего не изменится, разве что со временем наше внимание "соскользнет".
То есть, интерес это что-то вроде магнита для внимания, хотя на самом деле феномен интереса довольно-таки сложная и многогранная вещь, и потребительски к ней относиться нежелательно.